Архив за Ноябрь 2014

План анализа рассказа

Автор: ЮлияРубрика: Литература
28
Ноя

Анализ рассказа

Григорьева Диана  — призёр

3551858-3dcaadfb2645caac

001

Диана, сердечное тебе спасибо за блестящий результат! Желаю дальнейший успехов и столь же ярких побед!

Встречаемся у лицея в 9.45 и сразу идём на остановку. Просьба не опаздывать. Начало спектакля в 12 часов.

07f3c2a5d4b1fcf824eb2d5554d8dce4_0

Вебинар

Автор: ЮлияРубрика: Сочинение в 11 классе
13
Ноя

http://net-edu.ru/node/23241

Министерство образования Московской области проводит конкурс «Современные семейные ценности глазами подрастающего поколения».

Целью проведения данного конкурса является формирование интереса и активности подрастающего поколения к определению семьи как непреходящей ценности для развития каждого человека, в представлении опыта традиций и практик семейного воспитания в Московской области.

В этом конкурсе могут принять участие:

— обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций Московской области;

— обучающиеся организаций среднего профессионального образования Московской области;

— обучающиеся организаций высшего образования Московской области.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

— «История моей семьи»

— «Семейные уроки добра»

— «Традиции моей семьи»

Конкурсные материалы могут быть представлены в виде:

— видеоролика

— фотографии

— эссе

Зарегистрироваться на сайте, разместить свою работу и прислать заявку по адресу: olejnik_vi@asou-mo.ru можно до 15 ноября 2014 года

Победителей конкурса ждут ценные призы и подарки.

Положение о конкурсе

  • Литература  — 25 мая (понедельник)
  • Русский язык — 28 мая (четверг)
  • 12.11 — 7 класс «Причастия, деепричастия»
  • 20.11 — 11 класс «Нормы фонетические, морфологические»
  • 21.11 — 11 класс ЕГЭ литература
  • 27.11 — 5 класс «Синтаксис, пунктуация»
  • 08.12 — 6 класс «Словообразование и орфография, связанная с морфемным составом слова»
  • 11.12 — 7 класс «Сочинение»
  • 17.12 — 11 класс «Морфология, орфография»

Вспомогательный материал.

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение «тяжело в учении — легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией . Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы («…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен «ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом «образованщина” (суффикс -щин- придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются «ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая — неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь «оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова «оповестить”, «думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание «Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И «не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса «Религия — опиум народа” очень часто цитируют так: «Религия — опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское «народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в «Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что «в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

В чём приведенный фрагмент рассказа А.П. Чехова “Ионыч” может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что “мещанство – страшное зло”?

Данный фрагмент рассказа “Ионыч” иллюстрирует нам общество “обывателей”, которых не заботит судьба страны. Семья Туркиных, по произведению считавшая самой образованной семьей в городе, является ярким примером именно такого общества. Глава семейства демонстрирует свои якобы таланты, мать Екатерины беспардонно вмешивается в чужие разговоры(“— О нет! — ответила за нее Вера Иосифовна.”). Также в этом фрагменте, иллюстрируется воздействие такого общества на человека, который только в него вошел. Старцев земский врач, когда-то мечтавший о любви, полезной и красивой жизни, стал забывать свои мечты под влиянием окружающих его людей, начал прислушиваться к общему мнению (“— Прекрасно!— сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. ”). Печальные последствия этого видны в конце произведения, где Старцев из увлеченного жизнью юноши превращается в человека средних лет, ничем не выделяющегося и не проявляющего ни к чему интерес.

В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому “Ионычу”?

Пример быта и нравов обывателей можно встретить в романе И. А. Гончарова “Обломов”. Схожесть Главного героя этого произведения с Ионычем заключается в том, что Обломов,  как и Старцев, ни чем не интересуется, равнодушно смотрит на многие вещи. Он не читает книг, не хочет видеться со знакомыми, и даже любовь не смогла его исправить.

Таких же обывателей можно встретить и в комедии А.П. Чехова “Вишневый сад”. Раневская, не желает принимать серьезных решений, ведет легкомысленный образ жизни, забывает о главных в жизни вещах (уезжает от дочери, забывает в доме умирающего старика Фирса).

Главные герои, которые начинают черстветь душой — именно такой образ и объединяет эти произведения.

Из литературы XX века можно привести в пример стихотворение В. В. Маяковского «О дряни». Как и Чехов, Маяковский едко высмеивает пошлость и бездуховность обывательского быта.

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

КАК автор раскрывает проблему? ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО?

Иногда для учеников самое сложное — написать комментарий.
Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Советуем вам поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Кому адресован текст? (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/ литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

 

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),…  обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что… (Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…)     Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с  тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над  таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и  т. д.)

Источник: http://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/